Навигация
Друзья сайта
Статистика
|
Самообразование"Роль национально-регионального компонента в учебно-воспитательном процессе" «Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина» В. А. Сухомлинский Моя тема по
самообразованию «Роль национально-регионального компонента в
учебно-воспитательном процессе». Над ней я работала последние пять лет, начиная
с 2006-2007 учебного года. Именно на это время приходится широкое внедрение
национально-регионального компонента в преподавание учебных предметов в
общеобразовательных школах. Считаю, что данная тема актуальна. Дело в том, что в связи со стремлением в XXI веке к гуманизации
образования главной задачей школы стало воспитание гуманной, всесторонней
развитой личности за счёт введения в систему образования
национально-регионального компонента, так как этот компонент нацелен на
формирование личности обучающегося, как достойного представителя своего региона,
воспринявшего его социокультурные ценности и традиции, способного к их
приумножению, обладающего развитым чувством принадлежности к родному народу. В соответствии с Законом РФ «Об
образовании» одним из принципов государственной политики провозглашается
«защита системой образования национальных культур и региональных, культурных
традиций в условиях многонационального государства», устанавливается
«гуманистический народно-национальный характер образования, приоритет
общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободы развития личности»,
«…связь обучения с жизнью и национальными, культурными традициями». В федеральном базисном учебном плане региональному
(национально-региональныму) компоненту отводится не менее 10 процентов и не
более 15 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение
образовательных программ общего образования. Главной задачей, которую я поставила перед собой, начиная работать
по вышеназванной теме, была: Определить, какую роль играет
национально-региональный компонент в учебно-воспитательном процессе. Исходя из задачи, были намечены
этапы работы по теме самообразования:1. Изучение и анализ научно-методической литературы по национально-региональному компоненту. 2. Определение целей, функций национально-регионального компонента. 3. Изучение современных педагогических технологий, методов, форм работы, используемых в процессе реализации национально-регионального компонента в учебно-воспитательном процессе. 4. Разработка и применение на практике материала, отражающего темы национально-регионального компонента: - электронно-методические пособия; - электронно-методические разработки; 5. Разработка и применение на практике программных уроков с использованием регионального материала. 6. Организация проектно-исследовательской деятельности по темам национально-регионального компонента. В процессе работы над данной темой мною была изучена научно-методическая литература: 1. Закон «Об образовании» Российской Федерации. 2. Учебные стандарты школ России. Государственные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. В 2 кн. Общественно-гуманитарные дисциплины / Под ред. В. С. Леднева, Н. Д. Никандрова, М. Н. Лазутовой. — М., 1998. 3. Региональный компонент содержания образования: программно-методическое обеспечение / Под общей ред. А. А. Баранова. — Ульяновск, 1998. 4. Национальная школа: направления совершенствования структуры и содержания образования / Под ред. М. Н. Кузьмина. — М., 2003. 5. Стрелова О. Ю. Теоретические основы национально-регионального компонента общего гуманитарного образования: Диссертация доктора педагогических наук: Хабаровск, 2002. 6. Стрелова О. Ю. Национально-региональный компонент гуманитарного образования: проблемы проектирования и реализации в контексте гуманистической парадигмы образования / О. Ю. Стрелова. — М., 2001. 7. Харисов Ф. Ф. Региональная система образования: состояние и стратегия эволюции / Ф. Ф. Харисов. — М., 2005. 8. Цеева Л. Х. Проблема реализации национально-регионального компонента в условиях преемственности дошкольного и начального образования // Современные проблемы науки и образования. – 2006. 9. Методические рекомендации по реализации национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Республики Карелия / составители: А. Н. Морозов, Н. Ю. Григорьевская. — Петрозаводск, 2006. 10. Основы материальной и духовной культуры народов Карелии. Музейно-образовательные программы / Составитель: Л. В. Шилова. — Петрозаводск, 2006. 11. Авторские программы для общеобразовательных школ Республики Карелия. Выпуск 1. — Петрозаводск, 1996. 12. Республиканский проект «Апробация пробного учебного пособия по истории Карелии «Карелия в прошлом и настоящем. Страницы истории» под редакцией М. И. Шумилова и А. С. Кармазина для учащихся 9 классов. — Петрозаводск, 2005. 13. История и культура Карелии на уроках русского языка и развития речи. Сборник дидактических материалов / Составитель: Е. К. Пилипенко. — Петрозаводск, 2006. Изучив и
проанализировав данные пособия, я пришла к выводу, что понятие о национально-региональном компоненте образования в более
уточнённом виде приведено в «Общей концепции федеральных компонентов общего
образовательного стандарта общего образования». В ней разрешение компетенций в
области образования отражается в учебных планах посредством выделения федерального
и регионального (национально-регионального) компонента, а также компонента
образовательного учреждения. Федеральный компонент стандарта обеспечивает единство образовательного
пространства в стране, включает образовательные области и базовые предметы
общенационального и общекультурного значения и является обязательной частью
содержания общего среднего образования. А
национально-региональный компонент предусматривает
возможность введения содержания, связанного с традициями региона. Он отвечает
потребностям и интересам народов нашей страны и позволяет организовать занятия,
направленные на изучение природных, социокультурных и экономических
особенностей региона, национального (родного) языка и национальной литературы. Чтобы полнее
раскрыть понятие национально-регионального компонента, приведу основные трактовки, выдвигаемые отечественными учёными,
педагогами: - Т. С. Буторина отмечает, «НРК в образовании есть совокупность
природных, экономических, экологических, историко-социокультурных,
демографических, медицинских, этнопсихологических особенностей региона,
отражённых в содержании образования и воспитании»; - А.
В. Даринский определяет понятие о НРК
следующим образом: «региональный
компонент - это часть общего образования, которая отражает
географическое положение, исторические судьбы народов, культурные традиции,
природные условия и связанные с ними направления экономического развития и
характера хозяйственной деятельности»; - И. П. Малютин считает, что «региональный компонент -
составляет часть образования, учитывающую особенности народного хозяйства,
экологии, природных ресурсов, опыт региона в различных сферах
социально-экономической, общественной и культурной деятельности». Из определений понятий национально-регионального компонента, изложенных выше, можно сделать вывод, что данный компонент очень важен, так как это неотъемлемая часть содержания образования, источник углубления в культуру, природу, историю народа своего региона. Основными целями внедрения национально-регионального компонента в учебно-воспитательный процесс, на мой взгляд, являются: - освоение знаний о культурных традициях, о многообразии объектов и явлений природы, архитектуры как ценности; - обогащение обучающихся новыми сведениями о родном крае, расширение кругозора, способствование формированию высоконравственной личности; - развитие познавательного интереса к изучению родного края, воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к себе, жителям своего края и окружающей среде региона; - применение знаний, умений в повседневной жизни. Для построения национально-регионального компонента характерны основные принципы: - направленность на развитие интеллектуальных способностей школьников; - мотивация обучения, становление гражданственности; - поддержка и воспроизводство национальных, культурных, региональных традиций; - единый подход к структуре стандартов образовательных областей, определяющий перспективную возможность их интеграции. В процессе работа над темой по самообразованию я пришла к выводу, что принцип региональности, заключающийся в опоре на культурные достижения, национальные традиции, нравственно-ценностные взгляды родного народа является одним из важных принципов в образовании, так как он позволяет сформировать у школьников естественнонаучное мировоззрение, выработать чувство любви и ответственного отношения к своим национальным истокам. Накопленный мною опыт внедрения национально-регионального компонента в учебно-воспитательный процесс показывает, что вариативность его реализации обогащается за счет: - наполнения учебных предметов «Русский язык», «Литература», «Мировая художественная культура» национально ориентированным содержанием; - введения элективных курсов, изучающих национально-региональный компонент, по учебным предметам «Литература», «Мировая художественная культура»; - усиления межпредметных связей внутри и между учебными предметами; - изменения подходов к преподаванию учебных предметов «Русский язык», «Литература», «Мировая художественная культура»; - проведении внеклассных мероприятий национально-региональной тематики; - организации проектно-исследовательской деятельности по темам национально-регионального компонента. Что мне даёт использование национально-регионального компонента в учебно-воспитательном процессе? 1. Использование региональных материалов на уроках русского языка даёт мне блестящую возможность реализовать идею межпредметных связей, органично связывать классные занятия с внеклассными мероприятиями. Очень оживляет работу элемент поиска, исследования, при этом, конечно, необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся. Я подбирают для работы на уроках русского языка не только красивые словосочетания, предложения, тексты, тематически ориентированные на природу, экономику, материальную и духовную культуру края, но и языковой материал, составляющий лингвистическую специфику края: слова и фразеологизмы, топонимику местности, фольклор народов, проживающих в данном крае, языковые особенности произведений местных поэтов и писателей. Живое слово земляков и о земляках на уроках русского языка воспитывает интерес к малой родине, расширяет представление об её истории и дне сегодняшнем, что способствует общей гуманизации школьного образования. Обращение к местному языковому материалу предполагает возможность интегрированных уроков, уроков-экскурсий, творческих конкурсов, уроков-путешествий. 2. Использование региональных материалов на уроках литературы, внеклассных мероприятиях по предмету, посвящённых знакомству с краеведческим материалом, помогает мне осуществлять художественно-творческое развитие обучающихся. Именно литература даёт большую возможность изучать родной край, его историю, природу, культуру, жизнь наших современников, посредством обращения к произведениям местных авторов. Всем известно, что литература как предмет эстетического цикла, как сокровищница духовных богатств этноса, как зеркало исторического, культурного развития жизни народа играет большую роль в нравственном, художественном воспитании и интеллектуальном развитии учащихся, приобщает их к духовным ценностям этнической культуры. Быстрое развитие электронных коммуникаций и повышение компьютерной грамотности создали совершенно иные условия для удовлетворения духовных запросов и проведения досуга школьников. Эту проблему я стараюсь решать, используя произведения писателей и поэтов, которые жили или живут в нашем регионе. 3. Использование региональных материалов на уроках мировой художественной культуры удачно дополнят изучаемый курс, так как на уроках по данному учебному предмету я знакомлю обучающихся с работами местных художников, мастеров резьбы по дереву, с музыкальными произведениями композиторов родного края, с архитектурными и историческими памятниками малой Родины. В результате этого осуществляется духовно-нравственное постижение мира, формируются ценностные ориентации, пробуждается интерес к родному краю. Воспитывается любовь к Родине, что, несомненно, влияет на художественно-творческое развитие обучающихся. 4. Использование региональных материалов в проектно-исследовательской деятельности обучающихся даёт мне то, что я вижу своих учеников заинтересованными как учебным предметом, так и культурой, архитектурой родного края. Эта образовательная технология стимулирует творчество обучающихся, потребность в самореализации, помогает накапливать жизненный опыт на основе изучения краеведческого материала. Кроме того, на протяжении пяти лет авторы проектно-исследовательских работ ежегодно участвуют в муниципальной и региональной конференциях «Заяви о себе» «Мой родной край», республиканских, федеральных конкурсах, представляя проекты по темам национально-регионального компонента, многие из которых получают заслуженные награды, что очень важно для обучающихся. Итак, национально-региональный компонент – часть государственного образовательного стандарта. Поэтому я стремлюсь включать местный материал в содержание многих уроков, коллективных творческих. Ведь то историческое и природное пространство, которое рассматривается при изучении краеведческого материала, непосредственно связано с реальной жизнью ребёнка, его семьи, знакомых, его улицы, села или города. Оно ему так близко и понятно, что обойти эти вопросы было бы ошибкой. Включение национально-регионального материала в содержание образования способствует формированию мотивационных основ обучения, познавательно-коммуникативной деятельности, развитию наблюдательности, исследовательско-информационных умений, формированию ключевых компетенций, социализации в обществе. За время работы над темой по самообразованию моя педагогическая копилка пополнилась большим количеством собственных разработок, основанных на национально-региональном материале: 1. Электронно-методическое пособие: - «Русский детский фольклор Карелии» (5 класс; 35 часов) - «Карело-финский народный эпос «Калевала» (5-6 класс; 7 часов) - «Поэтический мир Сортавала» (9-11 класс; 8 часов) - «Мастер Кронид Гоголев» (10-11 класс; 7 часов) - «Северный лик Николая Рериха» (10-11 класс; 7 часов) 2. Учебные занятия (уроки) с использованием регионального материала: - Урок литературы «Литературная игра по книге Линевского А. М. «Листы каменной книги» (5-7 класс; 2 часа) - Урок литературы «Литературная игра по творчеству В. М. Данилова «Остров детства» (5-7 класс; 2 часа) - Урок русского языка «Сочинение «Милая моя мамочка» (5 класс) - Урок литературы «Калевала и её славные сыны» (5 класс; 1 час) - Урок русского языка «Повторение и обобщение знаний по теме «Синтаксис и пунктуация» (5 класс; 1 час) - Урок русского языка «Подготовка к сочинению-описанию «Зимой в лесу» (5 класс; 1 час) - Урок литературы «Они сражались за Родину…» (6 класс; 1 час) - Урок литературы «Нетленна память о войне священной…» (8 класс; 1 час) - Урок русского языка «Сжатое изложение по тексту К. В. Петухова «Жемчужина» Приладожья» (6 класс; 1 час) - Урок литературы «Тема весны в творчестве поэтов Карелии» (5 класс; 1 час) - Урок русского языка «Сочинение «Мой посёлок» (6 класс; 1 час) - Урок русского языка «Лингкодилижанс" (7 класс; 1 час) 3. Внеклассные мероприятия с использованием регионального материала: - Заочная экскурсия «Тайны горы Паасо» (из цикла «Далёкое прошлое Карелии») (5-11 класс; 2 часа) - Заочная экскурсия «Деревянная сказка» (об архитектурном ансамбле Кижи) (из цикла «Архитектурные памятники Карелии») (9-11 класс; 2 часа) - Заочная экскурсия. «Ваалам - жемчужина Ладоги» (из цикла «Архитектурные памятники Карелии») (9-11 класс; 2 часа) - Праздник «Моя милая мамочка» (5 класс; 2 часа) 4. Проектно-исследовательские работы учителя и учащихся по темам национально-регионального компонента: - Проект «Тайны горы Паасо» - Проект «Борис Шмидт о Пушкине» - Проект «Русский детский фольклор Карелии» - Проект «Художественный мир поэтов города Сортавала» - Проект «Мастер своего дела» (о К. Гоголеве) - Проект «Деревянных дел мастер» (об А. Приймич) - Проект «Деятель русской культуры» (о Н. Рерихе) - Проект «Хранитель исторической памяти» (о Т. Хаккарайнене) - Проект «Воспетая Ладога» - Проект «Дорога жизни» (Ладожское озеро) - Проект «Никто не забыт! Ничто не забыто!» - Проект «Мы помним!» - Проект "Великий деятель культуры» (об Э. Лённроте) - Фотопроекты по Программе «Учимся с Intel» - Проект «Когда закончилась война. А. Демёхина» - Проект «Когда закончилась война. Л. Тервонен» - Проект «Есть такая профессия – спасать…» - Проект «Выдающийся памятник архитектуры» - Проект «Путешествие в прошлое посёлка Хелюля» - Проект «Лингвистические ошибки вокруг нас» - Проект «Жаргонизмы в речи школьников» - Проект «Валаам – кладезь духовной культуры» - Проект «Дорогой мне человек» (о маме) Работы размещены в Интернете: - на сайте конференции «Заяви о себе»: http://c-za.iso.karelia.ru - на персональном сайте учителя: http://omljudmila.ucoz.ru/ Своими наработками делюсь с родителями, проводя для них ежегодно День открытых дверей; с коллегами на открытых уроках, мероприятиях. Принимаю активное участие в работе семинаров, мастер-классов, круглых столов по вопросам национально-регионального компонента: 1. Районный методический семинар по теме «Реализация национально-регионального компонента с использованием информационно-коммуникационных технологий» (2006 год) 2. Мастер-класс по теме «Совершенствование системы преподавания национально-регионального компонента с использованием информационно-коммуникационных технологий» (2006 год) 3. Районное методическое объединение учителей русского языка и литературы «Реализация тем национально-регионального компонента в учебном процессе» (2007 год) 4. Мастер-класс по теме «Совершенствование системы преподавания национально-регионального компонента с использованием информационно-коммуникационных технологий» (2007 год) 5. Районный методический семинар по теме «Национально-региональный компонент. Программное обеспечение. Реализация программ в учебном процессе» (2008 год) 6. Районный методический семинар по теме «Национально-региональный компонент и его реализация в учебно-воспитательном процессе» (2009 год) 7. Районный методический семинар школьных библиотекарей по теме «Краеведческая деятельность библиотек» (2010 год) 8. Районные краеведческие чтения «Северное Приладожье» и Великая Отечественная война», посвящённые 65-летие Победы в Великой Отечественной войне (2010 год) 9. Районный методический семинар учителей национально-регионального компонента и музыки (2011 год) В 2010-2011 учебном году я закончила работать по теме «Роль национально-регионального компонента в учебно-воспитательном процессе». Но это не значит, что в дальнейшем своей педагогической деятельности я не буду обращаться к региональному материалу, потому что считаю, что национально-региональный компонент в содержании общего среднего образования важен, так как он призван способствовать формированию личности выпускника как достойного представителя региона, умелого хранителя, пользователя и создателя его социокультурных ценностей и традиций; гарантировать право на получение нормативных знаний о природе, истории, экономике и культуре Карелии, родного края каждым обучающимся; повысить статус образования как фактора развития региона; расширить комплекс гуманитарных и естественнонаучных методов познания; содействовать формированию деятельностной структуры личности: познавательной, коммуникативной, нравственной, трудовой, эстетической и физической культуры; расширять, углублять и конкретизировать знания, предусмотренные федеральным компонентом. Какую же роль играет национально-региональный компонент в учебно-воспитательном процессе? Важную! Я стараюсь включать местный материал в содержание уроков, внеклассных мероприятий, что приводит: - к повышению качества образования, в том числе в области знаний о России и регионе, ориентации на формирование целостной картины мира; - к созданию единого культурно-образовательного пространства внутри региона и страны; - к сохранению и развитию родного русского языка, национальной русской культуры, этнических, исторических традиций, культурных потребностей населения региона, района; - к формированию и развитию национального самосознания, воспитанию достойного представителя своего региона, гражданина России; - к повышению статуса гуманитарных дисциплин при их радикальном обновлении, развитию гуманитарного системного мышления. |
Календарь
Архив записей
Я в контакте
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||