Воскресенье, 28.04.2024, 22:19
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт-портфолио учителя

Навигация
Статистика

Самообразование

"Роль национально-регионального компонента
в учебно-воспитательном процессе"

 «Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и 
в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина»
                                                                                           В. А. Сухомлинский
Моя тема по самообразованию «Роль национально-регионального компонента в учебно-воспитательном процессе». Над ней я работала последние пять лет, начиная с 2006-2007 учебного года. Именно на это время приходится широкое внедрение национально-регионального компонента в преподавание учебных предметов в общеобразовательных школах. Считаю, что данная тема актуальна. Дело в том, что в связи со стремлением в XXI веке к гуманизации образования главной задачей школы стало воспитание гуманной, всесторонней развитой личности за счёт введения в систему образования национально-регионального компонента, так как этот компонент нацелен на формирование личности обучающегося, как достойного представителя своего региона, воспринявшего его социокультурные ценности и традиции, способного к их приумножению, обладающего развитым чувством принадлежности к родному народу.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» одним из принципов государственной политики провозглашается «защита системой образования национальных культур и региональных, культурных традиций в условиях многонационального государства», устанавливается «гуманистический народно-национальный характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободы развития личности», «…связь обучения с жизнью и национальными, культурными традициями».
В федеральном базисном учебном плане региональному (национально-региональныму) компоненту отводится не менее 10 процентов и не более 15 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение образовательных программ общего образования.
Главной задачей, которую я поставила перед собой, начиная работать по вышеназванной теме, была: Определить, какую роль играет национально-региональный компонент в учебно-воспитательном процессе.
Исходя из задачи, были намечены этапы работы по теме самообразования:
1. Изучение и анализ научно-методической литературы по национально-региональному компоненту.
2. Определение целей, функций национально-регионального компонента.
3. Изучение современных педагогических технологий, методов, форм работы, используемых в процессе реализации национально-регионального компонента в учебно-воспитательном процессе.
4. Разработка и применение на практике материала, отражающего темы национально-регионального компонента:
- электронно-методические пособия;
- электронно-методические разработки;
5. Разработка и применение на практике программных уроков с использованием регионального материала.
6. Организация проектно-исследовательской деятельности по темам национально-регионального компонента.
В процессе работы над данной темой мною была изучена научно-методическая литература:
1. Закон «Об образовании» Российской Федерации.
2. Учебные стандарты школ России. Государственные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. В 2 кн. Общественно-гуманитарные дисциплины / Под ред. В. С. Леднева, Н. Д. Никандрова, М. Н. Лазутовой. — М., 1998. 
3. Региональный компонент содержания образования: программно-методическое обеспечение / Под общей ред. А. А. Баранова. — Ульяновск, 1998.
4. Национальная школа: направления совершенствования структуры и содержания образования / Под ред. М. Н. Кузьмина. — М., 2003.
5. Стрелова О. Ю. Теоретические основы национально-регионального компонента общего гуманитарного образования: Диссертация доктора педагогических наук: Хабаровск, 2002.
6. Стрелова  О. Ю. Национально-региональный компонент гуманитарного образования: проблемы проектирования и реализации в контексте гуманистической парадигмы образования / О. Ю. Стрелова. — М., 2001.
7. Харисов Ф. Ф. Региональная система образования: состояние и стратегия эволюции / Ф. Ф. Харисов. — М., 2005.
8. Цеева Л. Х. Проблема реализации национально-регионального компонента в условиях преемственности дошкольного и начального образования // Современные проблемы науки и образования. – 2006.
9. Методические рекомендации по реализации национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Республики Карелия / составители: А. Н. Морозов, Н. Ю. Григорьевская. — Петрозаводск, 2006.
10. Основы материальной и духовной культуры народов Карелии. Музейно-образовательные программы / Составитель: Л. В. Шилова. — Петрозаводск, 2006.
11. Авторские программы для общеобразовательных школ Республики Карелия. Выпуск 1. — Петрозаводск, 1996.
12. Республиканский проект «Апробация пробного учебного пособия по истории Карелии «Карелия в прошлом и настоящем. Страницы истории» под редакцией М. И. Шумилова и А. С. Кармазина для учащихся 9 классов. — Петрозаводск, 2005.
13. История и культура Карелии на уроках русского языка и развития речи. Сборник дидактических материалов / Составитель: Е. К. Пилипенко. — Петрозаводск, 2006.
Изучив и проанализировав данные пособия, я пришла к выводу, что понятие о национально-региональном компоненте образования в более уточнённом виде приведено в «Общей концепции федеральных компонентов общего образовательного стандарта общего образования». В ней разрешение компетенций в области образования отражается в учебных планах посредством выделения федерального и регионального (национально-регионального) компонента, а также компонента образовательного учреждения. Федеральный компонент стандарта обеспечивает единство образовательного пространства в стране, включает образовательные области и базовые предметы общенационального и общекультурного значения и является обязательной частью содержания общего среднего образования. А национально-региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона. Он отвечает потребностям и интересам народов нашей страны и позволяет организовать занятия, направленные на изучение природных, социокультурных и экономических особенностей региона, национального (родного) языка и национальной литературы.
Чтобы полнее раскрыть понятие национально-регионального компонента, приведу основные трактовки, выдвигаемые отечественными учёными, педагогами:
- Т. С. Буторина отмечает, «НРК в образовании есть совокупность природных, экономических, экологических, историко-социокультурных, демографических, медицинских, этнопсихологических особенностей региона, отражённых в содержании образования и воспитании»;
- А. В. Даринский определяет понятие о НРК следующим образом: «региональный компонент - это часть общего образования, которая отражает географическое положение, исторические судьбы народов, культурные традиции, природные условия и связанные с ними направления экономического развития и характера хозяйственной деятельности»;
- И. П. Малютин считает, что «региональный компонент - составляет часть образования, учитывающую особенности народного хозяйства, экологии, природных ресурсов, опыт региона в различных сферах социально-экономической, общественной и культурной деятельности».
Из определений понятий национально-регионального компонента, изложенных выше, можно сделать вывод, что данный компонент очень важен, так как это неотъемлемая часть содержания образования, источник углубления в культуру, природу, историю народа своего региона.
Основными целями внедрения национально-регионального компонента в учебно-воспитательный процесс, на мой взгляд, являются:
- освоение знаний о культурных традициях, о многообразии объектов и явлений природы, архитектуры как ценности;
- обогащение обучающихся новыми сведениями о родном крае, расширение кругозора, способствование формированию высоконравственной личности;
- развитие познавательного интереса к изучению родного края, воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к себе, жителям своего края и окружающей среде региона;
- применение знаний, умений в повседневной жизни.
Для построения национально-регионального компонента характерны основные принципы:
- направленность на развитие интеллектуальных способностей школьников;
- мотивация обучения, становление гражданственности;
- поддержка и воспроизводство национальных, культурных, региональных традиций;
- единый подход к структуре стандартов образовательных областей, определяющий перспективную возможность их интеграции.
В процессе работа над темой по самообразованию я пришла к выводу, что принцип  региональности, заключающийся в опоре на культурные достижения, национальные традиции, нравственно-ценностные взгляды родного народа является одним из важных принципов в образовании, так как он  позволяет сформировать у школьников естественнонаучное мировоззрение, выработать чувство любви и ответственного отношения к своим национальным истокам. Накопленный мною опыт внедрения национально-регионального компонента в учебно-воспитательный процесс показывает, что вариативность его реализации обогащается за счет: 
- наполнения учебных предметов «Русский язык», «Литература», «Мировая художественная культура» национально ориентированным содержанием; 
- введения элективных курсов, изучающих национально-региональный компонент, по учебным предметам  «Литература», «Мировая художественная культура»; 
- усиления межпредметных связей внутри и между учебными предметами; 
- изменения подходов к преподаванию учебных предметов «Русский язык», «Литература», «Мировая художественная культура»;
- проведении внеклассных мероприятий национально-региональной тематики;
- организации проектно-исследовательской деятельности по темам национально-регионального компонента.
Что мне даёт использование национально-регионального компонента в учебно-воспитательном процессе? 
1. Использование региональных материалов на уроках русского языка даёт мне блестящую возможность реализовать идею межпредметных связей, органично связывать классные занятия с внеклассными мероприятиями. Очень оживляет работу элемент поиска, исследования, при этом, конечно, необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся. Я подбирают для работы на уроках русского языка не только красивые словосочетания, предложения, тексты, тематически ориентированные на природу, экономику, материальную и духовную культуру края, но и языковой материал, составляющий лингвистическую специфику края: слова и фразеологизмы, топонимику местности, фольклор народов, проживающих в данном крае, языковые особенности произведений местных поэтов и писателей. Живое слово земляков и о земляках на уроках русского языка воспитывает интерес к малой родине, расширяет представление об её истории и дне сегодняшнем, что способствует общей гуманизации школьного образования. Обращение к местному языковому материалу предполагает возможность интегрированных уроков, уроков-экскурсий, творческих конкурсов, уроков-путешествий.
2. Использование региональных материалов на уроках литературы, внеклассных мероприятиях по предмету, посвящённых знакомству с краеведческим материалом, помогает мне осуществлять художественно-творческое развитие обучающихся. Именно литература даёт большую возможность изучать родной край, его историю, природу, культуру, жизнь наших современников, посредством обращения к произведениям местных авторов. Всем известно, что литература как предмет эстетического цикла, как сокровищница духовных богатств этноса, как зеркало исторического, культурного развития жизни народа играет большую роль в нравственном, художественном воспитании и интеллектуальном развитии учащихся, приобщает их к духовным ценностям этнической культуры. Быстрое развитие электронных коммуникаций и повышение компьютерной грамотности создали совершенно иные условия для удовлетворения духовных запросов и проведения досуга школьников. Эту проблему я стараюсь решать, используя произведения писателей и поэтов, которые жили или живут в нашем регионе.
3. Использование региональных материалов на уроках мировой художественной культуры удачно дополнят изучаемый курс, так как на уроках по данному учебному предмету я знакомлю обучающихся с работами местных художников, мастеров резьбы по дереву, с музыкальными произведениями композиторов родного края, с архитектурными и историческими памятниками малой Родины.  В результате этого осуществляется духовно-нравственное постижение мира, формируются ценностные ориентации, пробуждается интерес к родному краю. Воспитывается любовь к Родине, что, несомненно, влияет на художественно-творческое развитие обучающихся.
4. Использование региональных материалов в проектно-исследовательской деятельности обучающихся даёт мне то, что я вижу своих учеников заинтересованными как учебным предметом, так и культурой, архитектурой родного края. Эта образовательная технология стимулирует творчество обучающихся, потребность в самореализации, помогает накапливать жизненный опыт на основе изучения краеведческого материала. Кроме того, на протяжении пяти лет авторы проектно-исследовательских работ ежегодно участвуют в муниципальной и региональной конференциях «Заяви о себе» «Мой родной край», республиканских, федеральных конкурсах, представляя проекты по темам национально-регионального компонента, многие из которых получают заслуженные награды, что очень важно для обучающихся.
Итак, национально-региональный компонент – часть государственного образовательного стандарта. Поэтому я стремлюсь включать местный материал в содержание многих уроков, коллективных творческих. Ведь то историческое и природное пространство, которое рассматривается при изучении краеведческого материала, непосредственно связано с реальной жизнью ребёнка, его семьи, знакомых, его улицы, села или города. Оно ему так близко и понятно, что обойти  эти вопросы было бы ошибкой. Включение национально-регионального материала  в содержание  образования способствует  формированию  мотивационных основ обучения, познавательно-коммуникативной деятельности, развитию наблюдательности, исследовательско-информационных умений, формированию ключевых компетенций, социализации в обществе.
За время работы над темой по самообразованию моя педагогическая копилка пополнилась большим количеством собственных разработок, основанных на национально-региональном материале:
1. Электронно-методическое пособие:
- «Русский детский фольклор Карелии» (5 класс; 35 часов)
- «Карело-финский народный эпос «Калевала» (5-6 класс; 7 часов)
- «Поэтический мир Сортавала» (9-11 класс; 8 часов)
- «Мастер Кронид Гоголев» (10-11 класс; 7 часов)
- «Северный лик Николая Рериха» (10-11 класс; 7 часов)
2. Учебные занятия (уроки) с использованием регионального материала:
- Урок литературы «Литературная игра по книге Линевского А. М. «Листы каменной книги» (5-7 класс; 2 часа)
- Урок литературы «Литературная игра по творчеству В. М. Данилова «Остров детства» (5-7 класс; 2 часа)
- Урок русского языка «Сочинение «Милая моя мамочка» (5 класс)
- Урок литературы «Калевала и её славные сыны» (5 класс; 1 час)
- Урок русского языка «Повторение и обобщение знаний по теме «Синтаксис и пунктуация» (5 класс; 1 час)
- Урок русского языка «Подготовка к сочинению-описанию «Зимой в лесу» 
(5 класс; 1 час)
- Урок литературы «Они сражались за Родину…» (6 класс; 1 час)
- Урок литературы «Нетленна память о войне священной…» (8 класс; 1 час)
- Урок русского языка «Сжатое изложение по тексту К. В. Петухова «Жемчужина» Приладожья» (6 класс; 1 час)
- Урок литературы «Тема весны в творчестве поэтов Карелии» (5 класс; 1 час)
- Урок русского языка «Сочинение «Мой посёлок» (6 класс; 1 час)
- Урок русского языка «Лингкодилижанс" (7 класс; 1 час)
3. Внеклассные мероприятия с использованием регионального материала:
- Заочная экскурсия «Тайны горы Паасо» (из цикла «Далёкое прошлое Карелии») 
(5-11 класс; 2 часа)
- Заочная экскурсия «Деревянная сказка» (об архитектурном ансамбле Кижи) (из цикла «Архитектурные памятники Карелии») (9-11 класс; 2 часа)
- Заочная экскурсия. «Ваалам - жемчужина Ладоги»
(из цикла «Архитектурные памятники Карелии») (9-11 класс; 2 часа)
- Праздник «Моя милая мамочка» (5 класс; 2 часа)
4. Проектно-исследовательские работы учителя и учащихся по темам национально-регионального компонента:
- Проект «Тайны горы Паасо»
- Проект «Борис Шмидт о Пушкине»
- Проект «Русский детский фольклор Карелии»
- Проект «Художественный мир поэтов города Сортавала»
- Проект «Мастер своего дела» (о К. Гоголеве)
- Проект «Деревянных дел мастер» (об А. Приймич)
- Проект «Деятель русской культуры» (о Н. Рерихе)
- Проект «Хранитель исторической памяти» (о Т. Хаккарайнене)
- Проект «Воспетая Ладога»
- Проект «Дорога жизни» (Ладожское озеро)
- Проект «Никто не забыт! Ничто не забыто!»
- Проект  «Мы помним!»
- Проект "Великий деятель культуры» (об Э. Лённроте)
- Фотопроекты по Программе «Учимся с Intel»
- Проект «Когда закончилась война. А. Демёхина»
- Проект «Когда закончилась война. Л. Тервонен»
- Проект «Есть такая профессия – спасать…»
- Проект «Выдающийся памятник архитектуры»
- Проект «Путешествие в прошлое посёлка Хелюля»
- Проект «Лингвистические ошибки вокруг нас»
- Проект «Жаргонизмы в речи школьников»
- Проект «Валаам – кладезь духовной культуры»
- Проект «Дорогой мне человек» (о маме)
Работы размещены в Интернете:
- на сайте конференции «Заяви о себе»: http://c-za.iso.karelia.ru
- на персональном сайте учителя: http://omljudmila.ucoz.ru/     
Своими наработками делюсь с родителями, проводя для них ежегодно День открытых дверей; с коллегами на открытых уроках, мероприятиях. Принимаю активное участие в работе семинаров, мастер-классов, круглых столов по вопросам национально-регионального компонента:
1. Районный методический семинар по теме «Реализация национально-регионального компонента с использованием информационно-коммуникационных технологий» 
(2006 год)
2. Мастер-класс по теме «Совершенствование системы преподавания национально-регионального компонента с использованием информационно-коммуникационных технологий» (2006 год)
3. Районное методическое объединение учителей русского языка и литературы «Реализация тем национально-регионального компонента в учебном процессе»
(2007 год)
4. Мастер-класс по теме «Совершенствование системы преподавания национально-регионального компонента с использованием информационно-коммуникационных технологий» (2007 год)
5. Районный методический семинар по теме «Национально-региональный компонент. Программное обеспечение. Реализация программ в учебном процессе» (2008 год)
6. Районный методический семинар по теме «Национально-региональный компонент и его реализация в учебно-воспитательном  процессе» (2009 год)
7. Районный методический семинар школьных библиотекарей по теме «Краеведческая деятельность библиотек» (2010 год)
8. Районные краеведческие чтения «Северное Приладожье» и Великая Отечественная война», посвящённые  65-летие Победы в Великой Отечественной войне  (2010 год)
9. Районный методический семинар учителей национально-регионального компонента и музыки  (2011 год)
В 2010-2011 учебном году я закончила работать по теме  «Роль национально-регионального компонента в учебно-воспитательном процессе». Но это не значит, что в дальнейшем своей педагогической деятельности я не буду обращаться к региональному материалу, потому что считаю, что национально-региональный компонент  в содержании общего среднего образования важен, так как он призван способствовать формированию личности выпускника как достойного представителя региона, умелого хранителя, пользователя и создателя его социокультурных ценностей и традиций; гарантировать право на получение нормативных знаний о природе, истории, экономике и культуре Карелии, родного края каждым обучающимся; повысить статус образования как фактора развития региона; расширить комплекс гуманитарных и естественнонаучных методов познания; содействовать формированию деятельностной структуры личности: познавательной, коммуникативной, нравственной, трудовой, эстетической и физической культуры; расширять, углублять и конкретизировать знания, предусмотренные федеральным компонентом.
Какую же роль играет национально-региональный компонент в учебно-воспитательном процессе? Важную! Я стараюсь включать местный материал в содержание уроков, внеклассных мероприятий, что приводит: 
- к повышению качества образования, в том числе в области знаний о России и регионе, ориентации на формирование целостной картины мира; 
- к созданию единого культурно-образовательного пространства внутри региона и страны; 
- к сохранению и развитию родного русского языка, национальной русской культуры, этнических, исторических традиций, культурных потребностей населения региона, района; 
- к формированию и развитию национального самосознания, воспитанию достойного представителя своего региона, гражданина России; 
- к повышению статуса гуманитарных дисциплин при их радикальном обновлении, развитию гуманитарного системного мышления. 


Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Я в контакте

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz