Навигация
Друзья сайта
Статистика
|
Проектно-исследовательская деятельностьПроектно-исследовательская деятельность школьников Стремительные преобразования в различных сферах жизни нашей страны приводят
к реформированию российской системы образования. В современном обществе
возрастает потребность в специалистах, обладающих исследовательскими умениями в
решении практических задач. В настоящее время в школах большое внимание
уделяется проектно-исследовательской деятельности учащихся. Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного
исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов
отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых
результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых
ресурсов. Занятие проектно-исследовательской деятельностью, в ходе которой заложенные от
природы потребности школьников в поиске решения возникающих задач, приобретают
характер научного познания действительности, предоставляет значительные
возможности, для саморазвития личностного потенциала в процессе приобретения
необходимых знаний и умений. Задачи
проектно-исследовательской деятельности: 1. Создать условия для организации деятельности обучающихся: определять ее цели и задачи, выбирать
средства реализации и применять их на практике, взаимодействовать с другими
людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты. 2. Создать условия для подготовки к профессиональному
выбору, то есть научить ориентироваться в мире профессий, в системе
профессионального образования, в собственных интересах и возможностях,
подготовить к условиям обучения в профессиональном учебном заведении,
сформировать знания и умения, имеющие опорное значение для профессионального
образования определенного профиля. 3. Создать условия для формирования у школьников навыков
самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения
выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Функции проектно-исследовательской деятельности: - воспитание познавательного интереса; - создание положительной мотивации учения и образования; - формирование глубоких, прочных и действенных знаний; - развитие интеллектуальной сферы личности; - формирование умений и навыков самообразования; - развитие познавательной активности. Обучение обучающихся проектно-исследовательской деятельности возможно и вполне
осуществимо через урок, дополнительное образование, защиту проектов и
рефератов, научно-образовательную и поисково-творческую деятельность. Процесс обучения началам исследования представляет собой поэтапное, с учетом
возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов
исследовательской культуры школьников. Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектно-
исследовательской деятельности: 1. Рефлексивные: при оказании
учителем консультативной помощи в ходе выполнения проектов и обозначаются
проблемы, возникновение которых поможет выявить рефлексия. Пример вопросов рефлексии: - Что мне лично дало выполнение проекта? - Что у меня не удалось по личной вине, в чём это заключалось? - Что у меня не удалось по объективной причине, в чём это заключалось и как
следует избежать неудач в будущем? - Если всё прошло успешно, то в чём залог этого успеха?
2. Мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой
штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение
гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения
(гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности,
планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия.
3. Поисковые (исследовательские): находить
информацию по каталогам, проводить контекстный поиск, в гипертексте, в
Интернете, формулирование ключевых слов. 4. Презентационные: построение устного доклада
(сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации
(продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядной
презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности,
подготовка письменного отчёта о проделанной работе. 5. Информационные: структурирование информации,
выделение главного, прием и передача информации, представление в различных
формах, упорядоченное хранение и поиск. 6. Коммуникативные: слушать и понимать других,
выражать себя, работа в сотрудничестве, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы,
находить консенсус, отвечать на незапланированные вопросы. Проектно-исследовательская деятельность осуществляется самостоятельно обучающимися под руководством педагога-руководителя. Возможность
применения в работе не только учебного, но и реального жизненного опыта
позволяет проделать серьезную исследовательскую работу. Результатом работы над
проектом, его выходом, является продукт, который создается участниками
проекта в ходе решения поставленной проблемы. Исследовательский проект школьника Исследовательский проект обучающегося – проект по выполнению исследовательской работы, который разрабатывается совместно с руководителем в соответствии с этапами исследовательской деятельности. Главной целью исследовательского проекта учащегося является получение представлений о том или ином явлении, процессе, предмете, организованное оптимальным способом |
Календарь
Архив записей
Я в контакте
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||